Керамические изделия во все времена привлекали своей выразительной фактурой, скульптурностью, многообразием глазурей и орнаментов. Исследовать безграничные возможности материала охотно берутся и современные творцы, причем как в создании предметов декора, так и в мебельных коллекциях.
У всех предметов, сделанных вручную, – особая магия. Считается, что мастер через контакт с материалом передает определенную энергию и эмоциональный настрой, а из этого и рождаются знакомые нам всем необъяснимая радость и трепет от обладания такой вещью. Изделия из керамики, безусловно, относятся к этой категории. Их коллекционируют, ими на протяжении многих веков украшают жилища, их выставляют на главных международных аукционах искусства.
С течением времени гончарное искусство эволюционировало. Ряд художников продолжают работать в традиционных техниках, однако многие авторы отходят от канонов, изучают различные способы обработки материала, изобретают свои, новые методы работы с глиной. Впечатляющие результаты экспериментов художников-керамистов всего мира можно увидеть, например, среди работ финалистов ежегодной премии Officine Saffi Award.
Скульптура Animita, победитель премии Officine Saffi Award 5, художник Хавьер Браво де Руэда, Перу
Работа из дерева и глазурованной керамики B Built A Garden, художник Бурчак Бингёль, Турция, Officine Saffi
Фонд Officine Saffi в Милане был основан в 2011 году Лаурой Борги в целях ознакомления более широкой аудитории с безграничными возможностями керамики в руках молодых авторов. Получилась площадка для встреч профессионалов, обмена опытом, мастер-классов, выставок. Здесь же находятся студии для проведения обучающих курсов: предлагается освоить техники ручной лепки, работы на гончарном круге. Организаторы премии рассказывают, что интерес к теме растет: в нынешнем году подано более 900 заявок из 60 стран. Среди них замечен и российский автор – Ирина Разумовская, которая оказалась в числе финалистов (в Москве ее объекты представляет галерея ART&BRUT). Главный приз достался перуанскому художнику Хавьеру Браво де Руэда, чья работа Animita произвела на жюри самое сильное впечатление. Прием заявок на участие в следующем конкурсе уже открыт.
Выставка Salone del Mobile в Милане в этом году показала, что и дизайнеры мебели и светильников всё чаще обращаются к глине. Способствует этому и возрастающая важность экологической повестки: ведь материал – натуральный, природный, а значит, экологичный. При этом он фактурный, выразительный, пластичный – может принимать самые разные формы. Для художника это означает полную свободу самовыражения. Вот лишь несколько примеров. Дизайнер Патрисия Уркиола создала модульную систему хранения для встраиваемого холодильника, облицованную керамикой, Mantle для Signature Kitchen Suite. Немецкий дизайнер Себастьян Херкнер придумал для бренда &Tradition настольную лампу Raku на керамическом основании. Бренд Promemoria в этом году представил комод Agharti по дизайну Давиде Соцци; фасады комода облицованы керамикой ручной работы. Итальянский бренд Foscarini в сотрудничестве с художественной мастерской Gatti di Faenza выпустил светильник Fregio, представляющий собой подвешиваемые к потолку керамические панели с цветочным рельефом с встроенным источником света, закрепленные на металлическом профиле при помощи ремней. Ронан Буруллек для бренда Flos разработал цветные керамические настольные лампы Céramique. Поворачивающийся в разные стороны плафон позволяет легко менять сценарии освещения.
Инсталляция “(un)Known Territories”, галерея Fondazione Officine Saffi в Милане
Серия из четырех ваз «Whats Good», художник Виллем ван Хофф, Нидерланды, Officine Saffi
Из других известных ценителей глины – звездный дизайнер Хайме Айон. Для марки Bosa он разработал серию ваз и керамических столиков T-Table. Журнальные столики Aperitivo – творение Симоне Каньяццо – отличает съемная столешница из керамики, изготовленная художником из Фаэнцы Федерикой Бубани. Столики Keramikè от Baxter полностью выполнены из глазурованной керамики – поверхность столешницы разделена на несколько асимметричных секций. Керамист Николо Моралес в своей необычной скульптуре Stelo для Paola Lenti прославляет традиции сицилийского города Кальтаджироне – для создания форм автор задействовал сырье из родных ему мест.
Тем, кто не готов к масштабным оригинальным дизайн-экспериментам, но при этом хочет отдать дань тренду, стоит обратить внимание на лаконичные столики-табуреты из цветной керамики, которые гармонично впишутся в любой современный интерьер. Из круных итальянских брендов такие выпускают, например, компания Molteni & C: модель Picea (в переводе с латинского – «ель») разработал архитектор Винсент ван Дуйсен, а также фирма Minotti: столик Pilotis Ceramic – объект авторства Родольфо Дордони – доступен в восьми теплых оттенках, от терракотового до сливового.
Экспозиция открывает широкому кругу посетителей поистине безграничные возможности применения керамики в обустройстве дома. Необыкновенной красоты изделия из этого природного материала способны оживить интерьер, сделать его необычным, не похожим ни на один другой.
Столики T-Table, дизайнер Хайме Айон, Bosa
Столик из серии Pilotis Ceramic Outdoor, дизайнер Родольфо Дордони, Minotti
Шкаф Agharti, дизайнер Давиде Соцци, Promemoria
Светильник Fregio из глазурованной керамики, дизайнер Андреа Анастасио, Foscarini
Фрагмент работы Monocuisson, художник Сесиль Ногес
Столики Aperitivo, дизайнер Симоне Каньяццо, Liu Jo Living
Столики Keramikè, Baxter
Настольная лампа Raku, дизайнер Себастьян Херкнер, &Tradition