«Все флаги в гости будут к нам…» Эта поэтическая строка Александра Сергеевича Пушкина подразумевала прибытие в новую российскую столицу купеческих кораблей с их пестрыми флагами, доставлявших всевозможные диковины. Современные «купцы» предпочитают суда воздушные, однако интересные артефакты из-за морей и океанов они привозят, как встарь.
Если на рейсе из Бали, Бангалора или Будапешта удивительным вещам не нашлось места в багаже – не беда, смело отправляйтесь в Loft & Concept, главный салон в Москве по части поисков неожиданных этнических «диковин». Причем это не реклама, а констатация факта: такую концентрацию на квадратный метр разнообразных аутентичных предметов из Азии, Африки, Европы вы вряд ли найдете где-либо еще. Учитывая, что экспозиция занимает два этажа, а при входе гостей встречает «изысканный жираф» в натуральную величину, – не стоит сомневаться, что подходящий объект обязательно отыщется на площади в 1100 м2.
В салоне, конечно, представлена и самая разнообразная современная мебель, в том числе выпускаемая под собственным брендом. Однако обаяние резных и керамических предметов, созданных руками мастеров и преодолевших тысячи, а иногда и десятки тысяч километров, создает особое «этническое» ощущение.
Африка… Этот континент, воспетый Киплингом и Гумилевым, может казаться примитивным, однако это только на непросвещенный взгляд. Лишь один Музей африканских искусств на набережной Бранли в Париже, созданный Жаном Нувелем, показывает такое разнообразие эстетики и творчества африканских племен, что едва ли найдется кто-то, кто усомнится в художественной ценности этой экспозиции. Да, ей свойствен местами некий наивный драматизм, может быть, даже примитивизм, но мы помним, что он – наше глубинное подсознательное воспоминание, общее для всей цивилизации, которая вся без исключения вышла из Африки почти триста тысяч лет назад. Поэтому эффектные предметы, отсылающие нас к древним инстинктам и самым обособленным уголкам подсознания, лучше подбирать из невероятной палитры культур как раз этого континента. Экзотические объекты станут идеальным акцентом в любом интерьере, даже современном, – достаточно лишь правильно выбрать их подачу и экспонирование. Маски, духовые трубки, посуда, щиты и ритуальные одежды украсят интерьер совершенно любого стиля – от минимализма до классики. При этом они будут выглядеть абсолютно легко и уместно – триста лет назад Африка уже была необузданной и экзотичной, и за эти годы ничего не изменилось. Она осталась такой же таинственной, великолепной и непонятной для «белых мбванов», как и тогда.
Азия – неисчерпаемая загадка, вдохновлявшая Европу со времен арабских халифов и полностью покорившая ее во времена Марко Поло. Делфтская керамика, мейсенский фарфор, наконец, наша гжель – это только легкие мазки к картине невероятного влияния, которое Азия оказала на европейскую цивилизацию. Интерьер не исключение: индийские слоники, китайские вазы, рококо, шинуазри, ар-деко, колониальный стиль духовно обогатили и восхитили европейцев, сделав их навсегда заложниками эстетических интерпретаций ненадолго покоренных ими стран Востока.
Сегодня колониальный стиль, как и ар-деко, – самые востребованные стили в сегментах люкс и делюкс. Аксессуары в такие интерьеры лучше подбирать парные и эффектные, создающие симметрию, но желающие удивлять. «Опиумные» столики, кресла, обтянутые тканью с «индийскими огурцами», знакомыми нам как пейсли, сингапурские светильники и индонезийские свадебные шкафы, бесконечные статуэтки и костюмы, словно сошедшие со страниц романов Сомерсета Моэма и Рюноскэ Акутагавы, – всё это станет достойным первым планом любого интерьера. Предметы Азии, впитавшие ее историю, самобытность и непонятность для нас, европейцев, станут неисчерпаемым источником историй, которые никогда не устанут слушать гости и наследники.
Европа – лоскутное одеяло традиций и цивилизаций, создавшее основу классической культуры со своими тремя Римами и непревзойденной греческой философией, театром и управленческими концепциями, которые мы даже спустя несколько тысяч лет пытаемся «косплеить». Истинная Европа разнообразна и непонятна. В резьбе итальянской мебели или в светильниках нет-нет да и блеснет «воспоминание» о Римской империи, которую, согласно оригинальному исследованию, мужчины не могут выкинуть из головы уже примерно 1600 лет.
Европа – плавильня цивилизаций, она изобрела свой фарфор, переосмыслив китайский, придумала ковроткачество и шпалеры вслед за персами, изобрела несколько форм садово-паркового искусства, превзойдя месопотамские сады Семирамиды. Декоративно-прикладное искусство Европы с Моррисом, братьями Тонетами, братьями Гобеленами стало общемировым явлением, а сами эти фамилии – именами нарицательными. Экзотика Востока, помноженная на европейский рационализм и эстетику разных стран, которые подчас сменяли друг друга на картах Европы с невероятной скоростью, создала этнические мотивы не менее экзотические, чем те, что возникли на месте древних цивилизаций. Да, нам они понятнее и ближе: хотя, по А. Блоку, «азиаты мы с раскосыми и жадными очами», но в то же время мы плоть от плоти европейской цивилизации. Однако французские, итальянские, а тем более баскские или венгерские предметы могут выглядеть в современном интерьере более чем экзотично. Главное – правильное сочетание, обособление (наподобие паспарту), в общем, подходящая «оправа».
Начнете ли вы свою коллекцию, добавите ли «друзей» тем предметам, что уже привезли из дальних стран, – этот салон стоит посетить. Ведь предметы, которые живут в его экспозиции, – перманентный источник вдохновения как для профессионалов индустрии дизайна, так и для людей, мечтающих разнообразить свой интерьер. Приходите, ведь, даже если ничего не купите, салон просто так подарит вам нечто ценное – эмоции и впечатления, которые будут готовы дополнить те, что вы привезете из-за рубежа, а иногда – и поспорить с ними.