Аутентичность и современность – художники нашего времени объединяют их в своих работах.

01 пут231106

Анастасия Ромашкевич

Когда мы договорились с главным редактором BURO 314 Ольгой Куминовой сделать для журнала колонку о современном русском стиле, я сначала решила, что надо плясать от печки. Исследовать историю вопроса, объяснить, когда в архитектуре (а потом и в дизайне) появились национальные стили, как ко всему этому делу относилась советская власть, и почему, говоря о русском стиле, мы теперь прежде всего вспоминаем о народных промыслах. А потом вспомнила, что этот номер – предновогодний, поэтому серьезные разговоры мы отложим на потом.

И пока давайте просто посмотрим на интересные и остроумные работы, которые дизайнеры создают прямо сейчас. Все эти предметы имеют «русский след», хотя и не всегда очевидный. И мне это нравится – я называют такой подход дизайном по методу Гарри Поттера.

Если разобрать романы Джоан Роулинг по косточкам, то созданный ею мир сложен из всем известных ингредиентов: волшебные палочки и полеты на метле, волшебники и оборотни, смелые дети, спасающие мир, и закрытые британские школы – тут нет ничего нового. Но из этих знакомых составляющих Роулинг собрала совершенно новую вселенную. Радость узнавания делает погружение в нее еще более плавным, но, если вы каким-то чудом до этого не слышали ни одной волшебной сказки, удовольствия от чтения это тоже не испортит.

С хорошим дизайном – то же самое. Всегда интересно узнать историю создания предмета: она сообщает ему дополнительную эмоциональную ценность. Но вещь должна жить и без помощи пояснительной бригады. Покажу четыре удачных примера – это классные работы сами по себе, но у них есть корни, о которых сразу и не догадаешься.

Начнем с зеркал «Три стихии» Ольги Силантьевой. Посетители недавней выставки «Трын*Трава», где Ольга показала эту работу, чуть ли не поголовно были уверены, что дизайнер имела в виду деревянные гребни. Ну а что, вполне себе русская тема. Но нет, правильный ответ: традиционные русские узоры, в которых наши предки символически зашифровали свои представления об окружающем мире. Только обычные узоры – двумерные, а дизайнер добавила им объема.

01 уют240212

«Русский след» есть и в других работах Силантьевой – например, в недавней коллекции Ozawa. Название вроде японское, выпускает эту мебель бренд с французскими корнями Modénature, а вот источник вдохновения – местный. Это мебель, которую в начале ХХ века создавал архитектор Иван Фомин, пытавшийся – и не без успеха – соединить модерн и наследие древнерусского зодчества.

Другая важная выставка прошедшей осени – Cosmoscow, где на стенде галереи Booroom показывали и продавали («ушли» в первый же день) металлические вазы Елены Соловьевой под названием «Бураки». «А что такое эти бураки?» – спрашивали посетители стенда. И неожиданно для себя погружались в старинный русский быт: буераки, они же туеса, – популярные в прошлом емкости для хранения сыпучих продуктов. Сейчас встречаются главным образом в музеях и сувенирных лавках (помнится, у моей бабушки был туесок из какой-то турпоездки, в котором она держала соль). Елена не стала воспроизводить традиционную форму один в один и материал взяла совсем другой – не бересту, а металл, но вдохновлялась именно традиционными туесами-бураками.

02 уют240212

«А вам не кажется, что эти лампы похожи на матрешки?» – как-то спросили дизайнера Диму Логинова на одной из лекций. Не просто кажется – именно это дизайнер и имел в виду. Дима рассказывает, что ему всегда нравилась форма матрешки – как идея, но вот идеальное ее воплощение он найти не мог, поэтому взялся нарисовать сам. Сделано это было по велению души, без коммерческих планов, но потом к Диме обратилась компания Axolight, желавшая сделать что-то специально с прицелом на российский рынок, и получились коллекция Fedora.

Но самое забавное, что лучшие продажи этих светильников были отнюдь не в России, а в Австралии. Не факт, что покупатели в этой стране вообще знали о матрешках, но хорошая форма работает и без национального наполнения.

03 уют240212

Когда несколько лет назад Андрей Будько готовился к участию в выставке SaloneSatellite, которая проводится в рамках Миланского мебельного салона, ему требовалось придумать ковер, который будет сразу обращать на себя внимание, радовать и удивлять. Дизайнер рассудил, что такими же свойствами обладают игрушки. Так что прототипами его коллекции стали глиняные фигурки, которыми в старину развлекали детей: русский народный кентавр под названием Полкан, лошадка с дополнительной головой на месте попы, известная как Тяни-Толкай, а также трехголовая коняшка, специального названия не имеющая. Но этого дизайнеру было мало. Андрей справедливо считает, что культура – это не только что-то из музея, покрытое пылью истории, но и то, как мы живем здесь и сейчас. Поэтому ковры получили раскраску в духе нашего времени: леопардовый принт, камуфляжный узор и татуировки в тюремном стиле. Звучит, может, и сложновато, но шкуры неубитых фантастических животных вызывают ровно те эмоции, на которые рассчитывал Андрей. Даже у тех, кто не знает всей истории их создания.

04 уют240212

Пересказ традиционных сюжетов на языке современного дизайна – увлекательный, но совсем не единственный вариант обращения к национальной культуре. Есть и другие примеры, о которых мы поговорим в следующем номере. И в прошлое непременно заглянем – там тоже много интересного.

Вам также может понравиться

596

Коллекция «Ар-деко»: премиальная мебель с фирменным стилем

Главный редактор журнала Buro 314 Ольга Куминова встретилась с генеральным директором Furnitek Group, чтобы обсудить и увидеть...
149

Ар-деко, гало-эффект и ледяное дерево в коллекции светильников Glass Lab

Дизайнер Алексей Данилин представил концепцию, объединившую 4 коллекции светильников бренда Maytoni.   Три стеклянных подвеса из серии...
1651

Принципы сервировки Дарьи Соболевой

Стилист и декоратор Дарья Соболева проводит мастер-классы по сервировке и читает лекции. Мы узнали у нее, как...
1050

«Кристалл»: все для крепкого и здорового сна

«Я люблю спать. Моя жизнь имеет тенденцию распадаться на части, когда я просыпаюсь, знаете ли». Эрнест Хемингуэй...
549

Беспроводной миксер Polaris для тех, кто ценит свободу на кухне

Новая беспроводная коллекция Polaris CordLess создана для тех, кто ценит функциональность. Готовьте на даче, пикнике или пляже....
208

Итальянский бренд выпустил новую версию настольной лампы Model 600

Модный дом Bottega Veneta и итальянская компания по производству освещения Flos объединили усилия для создания эксклюзивной версии...

Свежие записи

596

Коллекция «Ар-деко»: премиальная мебель с фирменным стилем

Главный редактор журнала Buro 314 Ольга Куминова встретилась с генеральным директором Furnitek Group, чтобы обсудить и увидеть...
149

Ар-деко, гало-эффект и ледяное дерево в коллекции светильников Glass Lab

Дизайнер Алексей Данилин представил концепцию, объединившую 4 коллекции светильников бренда Maytoni.   Три стеклянных подвеса из серии...
1651

Принципы сервировки Дарьи Соболевой

Стилист и декоратор Дарья Соболева проводит мастер-классы по сервировке и читает лекции. Мы узнали у нее, как...
1050

«Кристалл»: все для крепкого и здорового сна

«Я люблю спать. Моя жизнь имеет тенденцию распадаться на части, когда я просыпаюсь, знаете ли». Эрнест Хемингуэй...
549

Беспроводной миксер Polaris для тех, кто ценит свободу на кухне

Новая беспроводная коллекция Polaris CordLess создана для тех, кто ценит функциональность. Готовьте на даче, пикнике или пляже....
208

Итальянский бренд выпустил новую версию настольной лампы Model 600

Модный дом Bottega Veneta и итальянская компания по производству освещения Flos объединили усилия для создания эксклюзивной версии...