Курс на импортозамещение взяли все отрасли экономики нашей страны. Не исключение – и мебельная промышленность. Удобные диваны, уютные кресла, стильные аксессуары – российские бренды, и узнаваемые, и еще пока малоизвестные, делают всё для того, чтобы наши дома стали для нас местом отдыха и расслабления. На мебельный рынок выходят и новые компании, представленные в этой статье.
Знаете, сколько сейчас в России мебельных брендов и предметных дизайнеров? Вот и я не знаю, хотя пишу про интерьеры и всё, что с ними связано, более двадцати лет.
Самый основательный каталог тех, кто создает оригинальный продукт или хотя бы претендует на это, собран на платформе Manner&Matter. Там присутствуют триста с лишним имен и брендов, но более половины занимаются керамикой, свечками и прочими аксессуарами. Не сочтите за критику: чтобы делать классную «мелочевку», тоже нужны мастерство и изобретательность, но технически организовать керамическую или свечную мастерскую все-таки проще, чем наладить производство диванов и стульев.
Собственно мебельщики – в меньшинстве. Их едва наберется сотня – для такой огромной страны, как Россия, прямо скажем, не густо. Но это смотря с чем сравнивать – лет семь назад не было и того. Интерьерные журналы писали о местных дизайнерах раз в год, когда делали «русский номер», и если им удавалось наскрести хотя бы пяток свежих имен и проектов, это было большой удачей.
Теперь же у российского мебельного рынка есть все признаки цивилизованного. В Москве, например, проходит несметное количество выставок: Неделя интерьера и дизайна, которую устраивает столичное правительство дважды в год; существующая уже семь лет «Трын*трава» и совсем новая Russian Expo – оба мероприятия пропагандируют локальное производство и современный русский стиль; ARTDOM, объединяющая иностранные и российские бренды, и даже MosBuild, где тоже есть мебельный раздел.
Самые заслуженные российские бренды завели шоурумы в столицах: Delo – в Cfyrn-Петербурге, Yaratam и Unica Moblar – в Москве. Для тех, кто пока «маленький» и ресурсов на хороший пиар и собственный магазин не имеет, есть вышеупомянутая платформа Manner&Matter – проект вполне в русле глобальных тенденций. В мире есть несколько аналогов, например Artemest, которая специализируется на итальянском дизайне, и интернациональная Adorno; оба проекта успешно выступают на Неделе дизайна в Милане и хороши тем, что обеспечивают внимание покупателей и прессы независимым дизайнерам, которые сами такую активность не потянут.
В конце концов, появились подделки российских брендов. Основатель Delo Арсений Бродач собрал целую коллекцию фотографий с фейками своих стульев и, кстати, довольно успешно борется с «пиратами», рассылая им досудебные претензии. Тут вроде бы радоваться особенно нечему, но подделки, как ни крути, – тоже показатель успеха.
Короче говоря, если вам захочется посмотреть российскую мебель, проблем с этим не будет. Захотите ли вы ее покупать – вот в чем вопрос. От российских брендов ждут такого же крутого дизайна, как у Cassina с Edra, и цен, как у IKEA. Смогут ли наши бренды «импортозаместить» шведского гиганта и почему они этого до сих пор не сделали – вот тема номер один во всех дискуссиях. Попробую объяснить, почему это в принципе невозможно: IKEA – это не только дизайн, о достоинствах которого можно поспорить, и гигантские тиражи, которые позволяют держать низкие цены и недоступны ни одному отдельно взятому производителю. Это еще и абсолютно уникальный маркетинг: шведская мебельная индустрия погружает в особый мир, где можно часами примерять на себя разные жизненные сценарии и в итоге прийти на кассу с вещами, которых и близко не было в твоем хорошо продуманном списке покупок. Шведы придумали иммерсивный опыт, когда и слова такого никто не знал.
Ну а если говорить о товарном разнообразии по относительно невысоким ценам, то тут их предметы обстановки благополучно «замещают» китайские производители подделок и их отечественные последователи. Копировать чужое проще и дешевле, чем делать свое. Придумать предмет, который не просто будет выполнять функцию, а станет узнаваемым и желанным, – действительно дико сложно. В Миланском мебельном салоне участвуют сотни компаний, но лишь несколько десятков из них имеют собственное лицо. Хотя и у наших марок уже есть кое-какие успехи по этой части. Можно вспомнить, например, табурет-«перевертыш» из переработанного пластика, ставший визитной карточкой Eburet, или стеллаж 45о – знаковый продукт Yaratam. Только вот чтобы придумать и запустить такой флагман, нужны время и деньги, что обязательно отразится на его конечной цене.
Российские дизайнеры и «маленькие» мебельные марки никогда не сделают вам дешево. Но могут сделать интересно. В конце концов, наши модные бренды смогли занять свою нишу, не пытаясь заместить ушедший иностранный массмаркет, а создавая свое – и далеко не всегда дешевое. И теперь для многих людей целиком одеться в отечественное – предмет гордости. А чем хуже российские производители мебели? Не знаю, нужна ли нашим мебельщикам поддержка государства, но интерес и благосклонность покупателей точно жизненно необходимы.
Российские дизайнеры и маленькие мебельные марки никогда не сделают вам дешево. Но могут сделать интересно.
Еще один аргумент «за»: российский дизайн мебели – почти всегда коллекционный. Даже вещи, не претендующие на этот статус, выпущены небольшими тиражами, и за ними обычно стоит интересная человеческая история, потому что любой, кто сейчас работает на этом рынке, – энтузиаст и немножко безумец. Те же Eburet не просто производят мебель из переработанного пластика – они первые стали продвигать этот материал в России и сделали его модным. И так примерно с каждым нашим брендом. Так что предлагаю вам познакомиться с некоторыми именами, которых вы, возможно, еще не слышали, хотя они точно заслуживают внимания.
Теперь для многих людей целиком одеться в отечественное – предмет гордости.
MagoFCC
В хитроумном названии зашифрованы имена двух основателей, но со временем дуэт развалился, и сейчас всеми делами ведает Олег Грановский. История бренда началась в 2017 году со столярного производства. Поначалу в MagoFCC занимались исключительно мебелью на заказ, а спустя несколько лет появилось желание делать тиражные коллекции. Это, кстати, довольно типичная эволюция для небольших российских производств. Многие, правда, идут по пути копирования чужих моделей, но в MagoFCC решили делать свой дизайн в традициях модернизма.
Грановский – самоучка, осваивал столярное дело с оглядкой на мастеров из Скандинавии и Японии: обе эти школы работают с деревом скрупулезно и очень изобретательно. В этом смысле показателен его стул «Заг». Обратите внимание, как здорово у него проработаны узлы: конструкция становится художественным элементом. В феврале MagoFCC собираютcя впервые поучаствовать в Artdom c новой коллекцией «Гелеполь», которую Грановский назвал в честь античной осадной башни.
iM-Ocean
Современный актуальный дизайн – это не только про формы, но и про технологии. На любой международной выставке вы увидите кучу проектов, авторы которых пытаются перепридумать подход к ним в духе устойчивого развития и экспериментируют с новыми и переработанными материалами (из последних можно вспомнить инсталляцию Лионеля Жадо на Maison&Objet). В России их пока немного, и iM-Ocean – как раз такой редкий пример.
У творческого семейного дуэта экономиста Маргариты Казариной и культуролога Ивана Ходырева всё началось с создания вещей для собственной квартиры, а в 2012 году они решили поделиться с миром своими идеями и наработками. И с тех пор какой только «мусор» не использовали – была даже коллекция из битых кирпичей. Но, на мой вкус, лучшие их вещи сделаны из переработанной бумаги. Иван сам разрабатывает состав смеси и держит его в секрете. Теоретически можно прийти в iM-Ocean со своей стопкой макулатуры и попросить превратить ее в кресло или комод. Из последних удачных работ бренда – комод «Розовый единорог» и коллекция Biosphera: в креслах из нее мы с подругами провели пару часов на прошлогоднем открытии шоурума российских дизайнеров Roommate.
Valkeda
Еще одна семейная история: в 2015 году архитектор Светлана Попова-Знаменская и инженер Дмитрий Смирнов устроили столярную мастерскую в гараже и начали делать мебель для себя, друзей и Светланиных интерьерных проектов под брендом LESS/ЛЕСС. Пять лет спустя мастерская стала их основным делом, и они решили выпускать и продавать готовую мебель. Тогда же компания поменяла название на Valkeda – в переводе с древневепского это значит «чистый», «белый». Сейчас они продолжают выполнять частные заказы, но это лишь треть их производства, а остальное – собственный серийный дизайн (еще пару лет назад соотношение этих двух направлений было 50 на 50).
Свой стиль мастера называют русским северным минимализмом. Это не то чтобы устоявшийся термин, но прикладное искусство Русского Севера с его основательностью, простотой и честным отношением к материалу действительно созвучно современному дизайну. И бренд пропагандирует эту эстетику не только в своих предметах, форма которых напоминает элементы традиционной деревянной архитектуры. Они обосновались в Вологде, где купили и отреставрировали старинный дом и открыли в центре города кафе «Место», которое выполняет роль шоурума. Ну а самое показательное и самобытное в их каталоге – зеркало «Лемех», стулья «Форма» и скамья «Место».
Qullar
Константин Максимов и Александр Николаев, основатели этого казанского бренда, тоже транслируют локальную идентичность – через нейминг. Начиная с первой коллекции Yashlek (в переводе – «молодость»), вышедшей в 2014 году, они используют для названия своих моделей татарские слова в латинской транслитерации. А вот дизайн у них без исторических и этнических аллюзий. Пожалуй, единственное исключение – стул Pimokat из войлока и фанеры, объединивший в себе два российских символа: березки и валенки. В остальном же это просто хорошие современные вещи.
Излюбленный материал – металл: с ним мастера работают с самого начала, и некоторые их предметы сделаны из него целиком. Затем к металлу добавился вторичный пластик. В бренде ценят экологичность и долговечность, поэтому проектируют вещи так, чтобы они легко разбирались на составляющие для ремонта и последующей утилизации.
Konos
Евгений Бурцев сразу задумал свой бренд Konos как интернациональный – довольно амбициозный замысел, если учесть, что начало проекту было положено в 2022-м. Тем не менее только за первый год существования новорожденная марка побывала на неделях дизайна в Берлине, Вене, Венеции и Эйндховене. В перспективе Евгений мечтает открыть шоурум где-нибудь в Европе, но пока главный смысл таких поездок – обмен опытом, без которого сложно делать интересный и актуальный продукт.
Первая коллекция Konos была сделана под впечатлением от путешествия по Индии, во второй Евгений играл с простыми геометрическими формами – кругом и квадратом. Несмотря на такие разные источники вдохновения, у марки есть свой почерк – акцентные запоминающиеся вещи. Особенно удаются столики и табуреты, которые у этого бренда часто взаимозаменяемы.
FRESH.GLASS
Бренд работает в технике плавленого стекла (в российской традиции это еще называют эмалированием), и даже его серийные работы являются таковыми лишь условно – фактически они всё равно все немного разные. Основатель Сергей Мартынов в какой-то момент решил доказать, что художественное стекло – это не только витражи и мелкая пластика. Первой, кого он смог в этом убедить, стала архитектор Екатерина Вальц, заказавшая работы компании для ресторана Twins Garden.
Сейчас команда развивается сразу в трех направлениях: делает объекты на заказ для интерьерных проектов, создает галерейные художественные работы, а с некоторых пор еще и выпускает коллекцию серийного дизайна. В 2023 году их модульные светильники OIOIIO получили премию Autonoma Residenсy Prize на Венецианской неделе стекла. FRESH.GLASS вообще активно ездят по выставкам – и не только европейским (этой осенью они участвовали в INDEX Saudi Arabia), но говорят, что российский рынок остается для них главным.
Текст: Анастасия Ромашкевич