Имз. Одно слово – и у любого, кто хоть немного в теме дизайна, сердце начинает биться чаще. Чарльз и Рэй Имз – это не просто пара дизайнеров. Это титаны, которые буквально перевернули игру. Они не штамповали стулья – они колдовали над фанерой, гнули металл, изобретали формы и заново определяли, что такое комфорт и стиль. И самое крутое – их вещи, созданные более полувека назад, до сих пор выглядят так, будто их придумали вчера для обложки модного журнала.
Так что давайте устроим блиц-экскурсию по святая святых – пятерке их шедевров, которые стали абсолютными иконами стиля и до сих пор заставляют дизайнеров и коллекционеров пускать слюни.
1. Eames Lounge Chair and Ottoman (1956): кресло-легенда, в котором хочется жить
Начнем сразу с главного. Есть вещи, которые просто «знаешь», даже если не можешь объяснить, почему. Вот это кресло – как раз из таких. Легендарное Lounge Chair 670 и его верная подставка для ног Ottoman 671 – это, без преувеличения, альфа и омега дизайна середины века.
Придуманное в далеких 50-х, оно было дерзким ответом на пыльные английские клубные кресла. Чарльз и Рэй взяли идею монументального комфорта, но выбросили всю тяжеловесность, добавили изящества, современных технологий – и создали нечто абсолютно новое: кресло, которое манит, обнимает и не отпускает.
Что нужно знать
Материалы: чистый кайф и хай-тек 50-х. Теплые изогнутые листы дорогой фанеры (изначально – палисандр, сейчас чаще орех; выглядит шикарно!) плюс нежнейшая кожа, а набивка – такая, чтобы вы проваливались в блаженство. Это реально тактильный оргазм и визуальный восторг в одном флаконе. Комбинация, которая кричит о роскоши и продуманности. Формованные фанерные раковины обтянуты высококачественной кожей, а подушки наполнены пухом и пеной. Основание – элегантный литой алюминий.
Конструкция: три изогнутые фанерные «скорлупки» (сиденье, спинка, подголовник) соединены алюминиевыми элементами. Угол наклона спинки продуман так, чтобы снять нагрузку с позвоночника.
История: говорят, Имзы придумали этот предмет как подарок другу – режиссеру Билли Уайлдеру. Целью было создать кресло, в котором можно утонуть, «как в хорошо размятой бейсбольной перчатке».
Почему икона? Это идеальный баланс между ремесленным качеством, технологичностью (формовка фанеры), безупречным комфортом и скульптурной формой. Кресло стало символом статуса и хорошего вкуса, желанным объектом для коллекционеров и просто для тех, кто ценит дизайн, неподвластный времени. Место ему – в гостиной, кабинете, у камина, т.е. везде, где нужен островок абсолютного релакса.
2. Eames Molded Plywood Chairs (серия LCW, DCW, LCM, DCM, ~1945-46): революция из фанеры
Еще до Lounge Chair Имзы совершили прорыв с формованной фанерой. Экспериментируя во время Второй мировой войны с изготовлением шин и носилок для флота, они освоили технологию придания фанере сложных изгибов. Результатом стали стулья, которые выглядели так, будто вылеплены скульптором, а не собраны из досок.
Что нужно знать
Модели: самые известные – LCW (Lounge Chair Wood) с низкой посадкой и DCW (Dining Chair Wood) со стандартной высотой сиденья, обе с деревянными ножками. Были и версии LCM/DCM с металлическими ножками.
Технология: Имзы добились разделения спинки и сиденья, что позволило каждой части идеально повторять изгибы тела. Гибкие резиновые амортизаторы (shock mounts) между каркасом и сиденьем/спинкой добавляли комфорта.
Эстетика: органические биоморфные формы этих стульев стали символом послевоенного оптимизма и новаторства. Журнал Time назвал LCW «лучшим дизайном XX века».
Почему икона? Это был радикальный отход от традиционной мебели. Имзы показали, что промышленный материал (фанера) может быть теплым, элегантным и эргономичным. Такие стулья универсальны: они хороши и у обеденного стола, и как акцентные предметы в гостиной или спальне.
3. Aluminum Group Chair (1958): элегантность алюминия
Эта серия стульев – еще одно доказательство гениальности Имзов в работе с материалами. Изначально разработанная для дома архитектора Ээро Сааринена и дизайнера Александра Жирара (как мебель для патио), она быстро перекочевала в интерьеры, особенно офисные, став символом современного рабочего пространства.
Что нужно знать
Конструкция: в основе – легкая, но прочная рама из литого алюминия. Вместо традиционного сиденья-«раковины» здесь используется натянутая между боковыми элементами рамы ткань или кожа, которая под весом сидящего принимает эргономичную форму. Это было революционно!
Вариации: серия включает множество моделей – рабочие кресла на колесиках с разными высотами спинки (Management, Executive), стулья для посетителей (Side Chair), версии с подлокотниками и без. Обивка тоже разнообразна – от сетчатой ткани до премиальной кожи.
Эстетика: чистые линии, визуальная легкость, сочетание блестящего металла и текстуры обивки – эти стулья выглядят строго, элегантно и современно до сих пор.
Почему икона? Aluminum Group продемонстрировали, как инновационная конструкция может породить совершенно новую эстетику. Эта мебель стала стандартом для офисных кресел высокого класса и прекрасно вписывается в современные домашние кабинеты и столовые зоны.
4. Eames Wire Chair (~1951): скульптура из проволоки
После успеха с фанерой и пластиком (о которых тоже можно написать отдельную статью), Имзы обратились к металлу, создав еще один шедевр минимализма. Чистая магия воздуха и металла. Wire Chair – стул, который будто нарисовали тонкой линией прямо в пространстве.
Что нужно знать
Материал: забудьте о дереве и пластике (хотя и с ними Имзы творили чудеса). Здесь – просто сваренная проволока, которая образует прочную, но визуально почти невесомую сетчатую конструкцию. Выглядит супертехнологично. Можно выбрать блестящий хром или матовое покрытие разных цветов – под любой интерьер.
Форма: всё те же узнаваемые органические изгибы, что и у его фанерных и пластиковых «братьев»: сидеть удобно. Но за счет своей «прозрачности» материал ощущается совершенно иначе – легко и графично, не загромождая пространство.
Комфорт: думаете, сидеть на металлической сетке – так себе удовольствие? Имзы и тут всё продумали! Есть специальные съемные подушки-накладки (их еще называют «бикини» из-за формы – закрывают только самое необходимое, сиденье и спинку). С ними – и красиво, и мягко.
Почему икона? Wire Chair – это песня о том, как из простого промышленного материала можно сотворить нечто невероятно изящное, почти нематериальное. Его «прозрачность» – находка для небольших квартир, а сам по себе он – настоящая скульптура. Поставьте его куда угодно, от брутального лофта до нежного сканди, – и он тут же станет главным акцентом. Чистый стиль.
5. Hang It All (1953): вешалка, которая заставляет улыбаться
А вот вам доказательство, что Имзы – не только про серьезный, монументальный дизайн. Ирония им тоже близка. Вешалка Hang It All – это дизайнерская шалость, которая из банального крючка для одежды превратилась в полноценный арт-объект. Придумали ее вроде как для детей, но взрослые полюбили эту штуку не меньше, если не больше!
Что нужно знать
Дизайн: всё гениальное – просто! Берем прочную стальную раму (обычно белую или черную, чтобы не отвлекала), а вместо скучных крючков – россыпь ярких деревянных шариков, торчащих в разные стороны. Выглядит как молекулярная модель или просто очень веселая абстракция.
Идея: говорят, это Рэй Имз придумала: мол, пусть дети вешают на эти шарики ВСЁ подряд – куртки, рюкзаки, игрушки. Отсюда и название «Повесь всё» (Hang It All). Просто и гениально!
Цвета: классика жанра – это разноцветный взрыв, чистые яркие шарики. Но сейчас есть и более «взрослые» версии: строгие монохромные (все черные или все белые шарики) или элегантные – с шариками из натурального ореха или клена. Так что вписать этот предмет обстановки можно куда угодно.
Почему икона? Да потому, что это манифест философии Eames: дизайн – это не только удобно, это еще и весело! Hang It All – идеальный пример того, как можно добавить цвета, жизни, характера и щепотку иронии в любой угол, будь то прихожая, детская или даже креативный офис. Это не просто вешалка – это настенная скульптура, которая поднимает настроение.
Вот такая пятерка от великих Имзов. Каждая вещь – концентрат мысли, инноваций, эргономики и той самой красоты, которая не стареет. Чарльз и Рэй показали всем, что дизайн – это всерьез и надолго, и их работы до сих пор – неиссякаемый источник вдохновения для всех нас, тех, кто хочет жить не только комфортно, но и стильно.
Так что, если ищете в свой дом не просто «функцию», а предмет с душой, с историей, который будет радовать глаз годами, – смотрите в сторону Eames. Поверьте, они того стоят. Это инвестиция не в мебель, а в легенду.