Журналистка Анастасия Ромашкевич побывала на Миланской неделе дизайна и возвращается к нам с широкими и мягкими объятьями.

автор телеграм-канала «Ромашковый сбор»
Цвет мебели – первое, на что обращаешь внимание, еще до того как успел рассмотреть во всех деталях ее форму и оценить материал. Особенно если мы говорим о коллекциях 2024 года, оставляющих мало шансов нейтральным оттенкам. Если нужно выбрать какой-либо цвет, ставший для Миланской недели знаковым, – это сиреневый. Хотя одним цветом ограничиваться я бы всё же не стала: сиреневый, лиловый, фиолетовый или, как его называют в компании Baxter, виноградный, – в дело идут все оттенки спектра, расположенные между синим и маджентой.
Я уже не первый год начинаю Миланский мебельный салон со стенда Kartell. Компания, сумевшая сделать пластик респектабельным, а хороший дизайн – массовым, редко ошибается, и по ее экспозиции можно плюс-минус понять, чего ожидать от всей выставки. В этот раз, помимо довольно смелых цветовых сочетаний и традиционных стульев от Филиппа Старка и ламп от Ферруччо Лавиани, компания предлагала забавную сценографию: стенд превратился в уменьшенную копию Милана с трамваями, Центральным вокзалом и другими узнаваемыми зданиями. Теперь мало просто показать посетителю выставки новинки – их и в Интернете можно посмотреть, – его надо развлечь и увлечь.
Миланский мебельный салон, вокруг которого выросла богатая на события вневыставочная программа, известная как Fuorisalone, теперь с ней жестко конкурирует. Два года у руля салона стоит Мария Порро (по совместительству – владелица марки Porro), которая старается переформатировать довольно консервативное мероприятие, следуя духу времени. Хэдлайнером этого года неожиданно стал Дэвид Линч, показавший в выставочном центре Rho инсталляцию «Комната размышлений». Внимания она получила много, но не факт, что это пошло салону на пользу. Чтобы побыть несколько минут в одиночестве внутри созданных режиссером декораций, люди выстаивали часовую очередь, а могли бы в это время рассматривать новинки дизайна на стендах. Более однозначная инициатива Порро – изменение привычного плана выставки, в результате чего самые востребованные (так называемые дизайнерские) павильоны оказались в самом дальнем ее конце. Это повышало шансы на то, что все остальные тоже получат свою порцию внимания.
Об успехе Салона радеет не одна только Порро – сами фабрики, естественно, тоже стараются. Прошедший 62-й салон ознаменовался огромным количеством по-настоящему интересных стендов. Среди особо отличившихся – компания Acerbis, презентовавшая всего две новинки (столики Сабин Марселис и стеллажи по дизайну Пьетро Руссо), но в таких декорациях, что дух захватывало. Стенд с неоновой вывеской поверх красной лаковой поверхности разработало для компании архитектурное бюро Pitsou Kedem – ждем повторения этой эффектной идеи в общественных и смелых частных проектах. Неоном зазывала в этом году на свой стенд и отмечающая 45-летие фабрика Alias.
Выставка начинает походить на азиатский мегаполис – сравнение тем более уместное, если учитывать снующие повсюду толпы. Количество посетителей растет третий год кряду, и хотя оно пока не побило допандемийные рекорды, укоренившаяся практика, когда каждый второй стенд требует для прохода регистрацию и QR-код, очень способствует созданию очередей. Как минимум в этом мебельщики не уступают Дэвиду Линчу!
Яркие цвета и необычные сочетания здесь и там встречались и в шоурумах фабрик, которые либо вообще не участвуют в салоне (а таких с каждым годом всё больше), либо показывают сразу две экспозиции – на выставке и в городе. Но будем честны: экстравагантные комбинации сиреневого с желтым или яркий красный цвет здорово привлекают внимание, однако не факт, что обычные люди захотят жить с ними изо дня в день. А их желания – закон для индустрии, цель которой, в конечном счете, в том, чтобы продавать еще больше диванов, столов и кресел. Так что пришла пора посмотреть на формы и фактуры: если говорить о более жизнеспособных идеях, то они именно там.
Дом часто противопоставляют внешнему миру. И это уже не столько «моя крепость», сколько тихая гавань, убежище, укрытие и так далее. Чем злее и опаснее реальность, там сильнее желание зарыться поглубже во что-то мягкое. Почти буквально: одним из главных трендов этой выставки стала мебель, напоминающая матрасы и подушки. Передовиком по этой части оказалась англичанка Фэй Тугуд, которая сделала подушкообразную коллекцию для Tacchini (в ней есть даже зеркало со светильником) и гигантское мягкое кресло для Poltrona Frau.
Не стоит забывать и о продолжающейся моде на 70-е годы XX века. Это именно те десятилетия, когда достижения химической промышленности позволили мебельщикам массово выпускать мягкие бескаркасные диваны. Теперь многие марки возвращают хиты прошлых лет в свои коллекции, а современные дизайнеры создают новые модели по их образу и подобию. Диван Gruuve, придуманный Патрицией Уркиолой для Moroso, состоит в явном родстве с conversational pits – утопленными в пол круглыми диванами, популярными в 1970-е годы. Также очевидно, что новая модель Glam от Lui Jo Living продолжает ту же линию, что и диван Soft System, который красовался посреди того самого стенда Acerbis, – он был создан в 1973 году, а вернулся в коллекцию бренда год назад, к своему 50-летию. Как и в 1970-е, мебель едва ли не стелется по полу – ножки у диванов и кресел часто отсутствуют.
Этому «мягкому» тренду следует и мебель более традиционного вида. Характерная особенность новинок этого года – почти полный отказ от углов в пользу плавных линий. Диваны-«фасолины», которыми мебельщики неожиданно увлеклись три года назад, по-прежнему с нами. Подлокотники кресел не просто поддерживают – они как бы обнимают. Этот курс на повсеместную округлость будет сказываться и на планировках – мебель отрывается от стен, образуя второй контур комнат и по-своему моделируя пространство. Диванные группы теперь замыкаются не на телевизор – там всё равно ничего хорошего не покажут, – а сами на себя. Точнее, на людей, которые на этих диванах и креслах устроились: лучше переживать трудные времена в кругу родных и близких людей.
Запрос на «обнимашки» прослеживается и в отделках – тактильные ощущения должны приносить удовольствие. Компания Turri оформила стенд, целиком посвященный материалам, с которыми она работает. А одна из самых красивых городских инсталляций получилась у компании A&B Living, которая мастерски делает маркетри из соломки, используя для отделки лак, жидкий металл и позолоту. В их временном шоуруме золотым был даже пол!
Если в прошлые годы в моде был переработанный пластик, то сейчас довольно много экспериментов и просто неожиданных вещей, в основе которых – традиционные материалы. Компания Caimi и дизайнер из Нидерландов Aleksandra Gaca создают ткани со звукопоглощающим эффектом – от шума мы страдаем не меньше, чем от плохих новостей. Дизайнер Fenna van der Klei придумала, как изготавливать ширмы из плиссированных тканей, обходясь при этом без каркаса, а маленькая марка Pietrachaira производит ширмы из бамбука – их рисунок напоминает осенний лес на горизонте.
По-прежнему актуальны буклированные ткани и ворсистая шерсть, без ковров теперь вообще никуда. Множество марок соединяют современный дизайн и традиционное ковроткачество. Собственную коллекцию ковров выпустила даже известная предсказательница трендов и куратор Ли Эделькорт.
Разумеется, дело не обходится и без мрамора. Теперь из него делают не только ванны, столешницы и небольшие предметы вроде приставных столиков, но и каркасы мягкой мебели. Laurameroni изготовила из камня ножки кресел Rialto (это их базовая комплектация) и заднюю раму своего огромного дивана Plaza. Neutra выполнила из мрамора основание шезлонга по дизайну Марио Беллини – модель, придуманная еще в 1981 году, в нынешнем своем варианте больше похожа на скульптуру, чем на предмет мебели. Страшно даже подумать, сколько сил надо приложить, чтобы сдвинуть такие предметы с места, но ведь должно быть в нашем мире хоть что-то стабильное.