Этот удивительный человек из крохотной деревни Хобица в Румынии когда-то пешком дошел до Парижа и оставил огромный след в истории мирового искусства.
Масштабная экспозиция, посвященная творчеству Константина Бранкузи, родоначальника современной скульптуры, продлится до 1 июля 2024 г. Ретроспектива более чем из 200 скульптур, а также фотографии, рисунки, фильмы, архивы, инструменты и мебель из студии мастера позволят по-новому взглянуть на творчество выдающегося художника ХХ века и погрузиться в его творческую вселенную.
Но давайте обсудим, что делает его культовой фигурой в скульптуре и искусстве модерна.
Константин Бранкузи: кто он?
Константин Бранкузи родился в 1876 году в Румынии и умер в 1957 году в Париже. Бранкузи учился в школе изящных искусств в Бухаресте, прежде чем отправиться в Мюнхен, а затем – в Париж, где и поселился навсегда в 1904 году. Пребывание в Париже имело решающее значение для его художественного развития. Бранкузи общался и работал с самыми выдающимися творцами эпохи, но очень быстро выработал свой стиль, далекий от академических условностей. Именно он надоумил Модильяни создать коллекцию скульптур, а проработав недолго помощником Огюста Родена, сказал: «В тени больших деревьев ничего не растет» – и покинул его мастерскую.
На художественный стиль Бранкузи оказали глубокое влияние фольклорные традиции его родной страны, которые также представлены на этой выставке, но надо отметить его собственный глубокий философский и духовный подход.
Константин был увлечен упрощением и сущностью форм, стремился передать внутреннюю красоту материалов и предметов, которые он создавал. И это стало задачей всей его жизни, посвященной исследованиям повторения форм, которые каждый раз воплощаются заново. Его наследие заключается в способности преодолевать художественные условности своего времени.
Для творчества Бранкузи характерны утонченные, часто абстрактные формы и постоянный поиск баланса и гармонии. Этот бородатый мужчина, который всегда одевался во все белое, использовал различные материалы, в том числе бронзу, мрамор и дерево, для создания таких культовых скульптур, как «Поцелуй», «Бесконечная колонна» и «Молитва». Но материала недостаточно, чтобы возвысить форму.
Действительно, Бранкузи являлся новатором в том, что касается подхода к презентации его работ. Он часто разрабатывал специальные подставки для своих скульптур, рассматривая взаимосвязь между произведением искусства и его опорой как неотъемлемую часть эстетического опыта.
Бранкузи и его современники, такие как Пикассо и Модильяни, бросали вызов устоявшимся художественным традициям, пробуя новые способы самовыражения и раздвигая границы традиционного искусства. Например, Пикассо вдохновлялся африканским искусством в работах в стиле кубизма, в то время как Модильяни стремился к простоте и универсальности в портретах. А предтечу подхода Бранкузи можно найти в античном искусстве. Египетские скульптуры с их стилизацией форм и символической абстракцией в некотором роде предвосхищают эстетику Бранкузи. На выставке прослеживается связь его работ и древнего или этнического искусства.
Обратимся к его произведениям
Только посмотрите, как Бранкузи представляет мисс Погани: он «извлекает» из модели ее чувственное начало и заменяет его формой, как это сделал Пабло Пикассо с головой Фернанды. В этом изделии Бранкузи использовал в высшей степени стилизованный, абстрактный подход к изображению предмета: человеческая фигура упрощена и сведена к четким линиям и геометрическим формам.
Вспомним скандал с «Принцессой Х». Бранкузи всего лишь пытался передать свое видение женского архетипа: голова, покатые плечи и волосы, но все вокруг приняли ее за «фаллос». Произведению даже отказали в участии в Салоне независимых в 1920 году.
Бранкузи, безусловно, можно интерпретировать по-разному, в том числе и через призму мистики. Идея «сделать божественное доступным» может быть связана с этим очищением форм. Во многих мистических и духовных традициях часто считается, что чистота и простота ведут к лучшей связи с божественным или духовным. Устраняя несущественные элементы своих скульптур, Бранкузи стремился достичь трансцендентности (или духовности) посредством искусства. Однако важно отметить, что сам Бранкузи не применял к своим работам мистические термины. Он был наиболее известен прагматичным и экспериментальным подходом к скульптуре.
Зритель – тоже объект искусства?
У Бранкузи пропорции играют решающую роль. Но это понятие выходит за рамки простого соотношения различных частей произведения; оно также охватывает отношение к объекту съемки, к самому зрителю. Например, с помощью подставок Бранкузи приглашает зрителя физически погрузиться в его работу. Их высота и расположение вызывают телесные ощущения, заставляя зрителя принимать определенные позы, которые меняют его восприятие. Вам придется иногда приседать, перемещаясь по выставке, и эта телесная вовлеченность выходит за рамки простого визуального созерцания и способствует более тесной связи с произведениями.
«Восходящий характер»
Вездесущее стремление ввысь, к ритму и движению… С помощью изящных форм и динамичных композиций Бранкузи воплощает полет, трансцендентность и стремление подняться над самим собой. Таким образом, его скульптуры – это визуальные симфонии, где каждый элемент вносит свой вклад в ритмическое развитие темы.