Российская нарративная художница Mojjoker побывала со своим дебютным проектом на ярмарке Contemporary Istanbul и рассказывает о том, как и почему поднятая ею тема смерти привлекала посетителей.
Под псевдонимом Mojjoker работает начинающая художница Екатерина Доронина, и для самовыражения она выбрала непростой жанр – mixed media. Екатерина не просто придумывает арт-объекты, а с их помощью рассказывает историю и вовлекает зрителей в интерактивную игру. Темой ее дебютной серии стала шекспировская пьеса «Гамлет», а центральным объектом – череп, найденный главным героем на кладбище. Он символизирует границу между миром живых и миром мертвых.
На стенде Omelchenko Gallery, привезшей работы Mojjoker на ярмарку современного искусства в Стамбуле, все объекты были представлены в виде инсталляции: картины и анимация дополняли и поясняли главные предметы – два стола. New Yorick и Happy Yorick созданы по единому принципу: на столешнице размещены череп, выполненный из фарфора, и восемь керамических табличек, соответствующих количеству погибших в пьесе героев. В одном случае на них нанесены монограммы, обозначающие их имена, а в другом – изображения, символизирующие причину смерти. Ключ к расшифровке монограмм скрыт в картинах. «С помощью новых форм, текста, а также с использованием современных техник и нетрадиционных материалов, у Екатерины получилось раскрыть тему смерти с иронией и надеждой на будущее», – считает Анастасия Омельченко, основательница Omelchenko Gallery, куратор и художница.
А вот что сама художница говорит о теме смерти, которую в нашем обществе обсуждать не принято, и об интересе, вызванном у посетителей ярмарки: «Предмет моего изучения – смерть и отношение к ней в социуме. Пожалуй, из всех явлений это самая табуированная и архаичная тема, и платой за нее может стать глубокое и необратимое одиночество человека, который, в лучшем случае, нужен только близким. Из всех картин, представленных в Стамбуле, наибольшим вниманием пользовалась работа Funeral and Wedding («Свадьба и похороны»), где я символично изобразила разные циклы человеческой жизни, но именно свадьба и похороны представлены людскими фигурами. Момент высочайшей радости и момент глубокой скорби, помещенные в одной плоскости, как мне кажется, «обнуляли» на миг зрителей, и мне хотелось бы, чтобы каждый из них унес в своем сердце чуть-чуть больше желания жить и ценить свою и чужую жизни».