Исторический музей празднует 200-летие графа Алексея Сергеевича Уварова, основателя первого музея национальной истории России.
16 апреля 2024 г. в Историческом музее открылась выставка «Граф А.С. Уваров – археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения», которая расскажет о жизненном пути и научной деятельности А.С. Уварова, продемонстрирует разнообразие и богатство собранных им коллекций.
Алексей Сергеевич, единственный сын графа С.С. Уварова, министра народного просвещения и автора идеи «православие, самодержавие, народность», посвятил большую часть своей жизни археологическим раскопкам и формированию археологии как науки. По его инициативе было создано Московское археологическое общество, проводились всероссийские археологические съезды, издавались научные труды и был создан Исторический музей. Во многих областях деятельность А.С. Уварова была первопроходческой, а общий вклад в развитие отечественной культуры трудно переоценить.
На выставке представлены 244 экспоната из фондовых отделов ГИМ: археологии, изобразительных материалов, письменных источников, древнерусской живописи, рукописей и старопечатных книг, драгоценных металлов, металла, нумизматики, тканей, дерева, книжного фонда.
Первый зал экспозиции посвящен биографии и творческому наследию графа А.С. Уварова. Уникальные документы из личного архива Уваровых, археологические находки, труды археологических съездов, медали и дипломы отражают все основные события жизни ученого. Во втором зале посетители выставки познакомятся с памятниками из коллекций А.С. Уварова такими как: предметы, добытые в курганах; монеты Боспорского царства и древнегреческих городов; иконы на досках, иконы шитые; кресты; обширное собрание рукописных книг. Третий раздел выставки посвящен участию А. С. Уварова в создании Российского исторического музея. Многочисленные документы тех лет из архива Алексея Сергеевича, сохранившие к тому же его пометки, а также переписка, служат зримым подтверждением решающего вклада графа в формирование концепции и структуры музея, архитектурного облика здания и наполнения экспозиционных залов.