Эксперт в области истории искусств как-то сказал: «Архитектура – это искусство, в котором мы живем». Временами архитектура и вправду существует лишь на границе с искусством, но в отдельных случаях она погружается в него с головой. Как раз о таких проектах мы сегодня и поговорим.
Эти 9 зданий были созданы на разных континентах, в разные времена и очень разными людьми. Объединяет их только одно: они спроектированы в стиле известных художественных течений.
Барокко: Версальский дворец, Франция
Первый камень дворца был заложен еще Людовиком XIII, а завершил грандиозное строительство Людовик XIV.
Барокко здесь читается буквально в каждой детали: от вездесущего золота и мрамора до характерных для этого стиля динамических форм, симметрии и масштаба.
В Версальском дворце все эти излишества выполняли великую миссию: они должны были самым помпезным и прямолинейным образом демонстрировать безоговорочность могущества Франции и величия королевской власти. Схема работает и по сей день.
Ренессанс: Флорентийский собор, Италия
Санта-Мария-дель-Фьоре начали строить по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио в 1296 году, а завершили в 1412 году посвящением собора Святой Деве Марии с цветком лилии в руке.
Обходя здание с экскурсоводом, вы будете слышать исключительно восторженные эпитеты, направленные буквально на каждый объект: фасады, украшенные белым, зеленым и розовым мрамором – очаровательный образец Ренессанса, купол Брунеллески – величайший шедевр, демонстрирующий мастерство художников эпохи Возрождения, главный алтарь и боковые часовни – истинные произведения искусства, необыкновенной красоты колокольня Джотто, фрески, витражи… В украшениях и скульптурах запечатлена сама история Флоренции.
Флорентийский собор – это Ренессанс во всем его великолепии, эпоха возрождения красоты как истинной ценности, которая должна спасти мир.
Модернизм: Дом Бальо, Испания
Антонио Гауди спроектировал это здание в 1904 году для бизнесмена Жозепа Бальо. Модернизм с его органическими формами, яркими цветами, причудливыми образами и тягой к симбиозу с природой не прижился в чистом виде. Однако «драконья чешуя» на крыше, безумные и прекрасные интерьеры и керамическая плитка во внутреннем дворике дома Бальо запали в души дизайнеров, архитекторов и художников всего мира и навсегда изменили подход к архитектуре. Благодаря смелости Гауди и Бальо теперь ни у кого нет сомнений: так тоже можно, и это работает.
Готика: Кельнский собор, Германия
Пожалуй, одно из самых противоречивых и даже странных религиозных сооружений. Да, готика была вполне уместна во времена начала строительства собора (а строился он, кстати, 600 лет), но со временем этот стиль производил всё более зловещее и драматичное впечатление.
Сам собор с высоты птичьего полета выглядит как замок кого-то очень далекого от небес, облаков и золотых врат. Но если целью было вызывать ужас перед гневом Господним и желание преклоняться незыблемой силе Его, то всё получилось.
Ар-деко: Здание Крайслер-билдинг, США
Символ американской мечты, вечное стремление вверх, гимн популярному в начале прошлого века ар-деко. Действительно один из самых красивых небоскребов Нью-Йорка.
Здесь присутствуют все характерные черты стиля, включая геометрические формы, яркие насыщенные цвета, металл и общую декоративность. Забавно, что этот символ богатства, роскоши и корпоративного успеха был достроен буквально в преддверии Великой Депрессии.
Кубизм: Базилика Святого Франциска в Ассизи, Италия
Кубизм как стремление уйти от традиционного подхода к живописи и исследовать мир через трехмерные формы не очень-то вяжется с церковными устоями и постоянными призывами вернуться к истокам. Поэтому надо отдать должное смелости причастных к строительству базилики и лично архитектору Джио Понти.
Главная особенность здания, бросающаяся в глаза, – ромбовидные отверстия в фасаде и вертикальные узкие щели, создающие весьма интересную игру света и тени.
Неоклассицизм: Белый дом, США
Здесь всё четко и по канонам. Продольная ось, колоннады и треугольные фронтоны, заимствованные из античной архитектуры. Песчаник на фасадах, ассоциирующийся с высокими идеалами демократии и цивилизованного общества. Интерьер, наполненный добротной классической мебелью, произведениями искусства и патриотическими символами.
Белый дом – это центр американской власти и воплощение идей неоклассицизма. И всё.
Постмодернизм: Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания
Один из ярчайших проектов архитектора Фрэнка Гери. Строение имеет очень сложную структуру: 2000 панелей, облицованных титаном. У каждой – своя толщина, объем и изгиб. Здание создает ощущение движения, словно вы застали его в момент распада и превращения во что-то новое.
Этот эффект вполне можно считать намеком на идею искусства как такового. Оно ведь постоянно интерпретируется зрителем, а значит, никогда не застывает в одном состоянии и перманентно меняет свое содержание.
Минимализм: Церковь Света, Япония
Пожалуй, лучшая, прямолинейная и логичная, стратегия создания связи между человеком и «чем-то большим». В здании Церкви Света архитектор Тадао Андо отсек всё лишнее, кричащее, отвлекающее от контакта тревожного человеческого разума и абсолютного покоя природы и света.
Строгая геометрия и две пересекающиеся прорези, через которые проходит свет… Еще одна интересная метафора: мы можем придать форму абсолюту, и он снизойдет до наших надуманных идей, но непостижимая суть его останется неизменной.