02 пси231124

Елена Крюкова, юрист

Меня как юриста по охране и защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности особо волнует вопрос принадлежности исключительных прав на созданный дизайн интерьера.

С точки зрения действующего законодательства Российской Федерации, дизайн является охраняемым объектом авторского права.

Что это значит для дизайнеров интерьера?

Каждому дизайнеру, создавшему объект дизайна интерьера для своего заказчика, принадлежат личные неимущественные права, куда входят: право авторства, т. е. право признаваться автором соответствующего дизайна, и право автора на имя, т. е. право требовать указания своего имени в качестве автора при любом использовании своего дизайна. Указанные права неотчуждаемы – их нельзя передать иному лицу.

Формы выражения дизайна могут быть совершенно разными: коллажи, мудборды, фотореалистичные визуализации, фото реализованного интерьера и т. д.

На настоящий момент в сообществе остро встает вопрос об обязанности поставщиков и строителей указывать имя дизайнера (автора дизайна) при публикации фото и/или видео реализованных объектов.

Мое мнение как юриста: такое указание является обязательным. Важно понимать: это не прихоть дизайнеров, как считают многие, – это законодательно установленные правила поведения при использовании любых объектов авторского права.

Для примера: строители в ходе ремонтно-отделочных работ не создают объекты авторских прав, а реализуют уже созданный дизайн, поэтому они должны соблюдать права автора и при публикации результата своей работы.

Помимо личных неимущественных прав, автору принадлежат имущественные права на использование любыми способами результата своей интеллектуальной деятельности. Вот эти права автор уже может передавать полностью или частично третьим лицам на договорной основе.

Ко мне часто обращаются дизайнеры интерьера с вопросом, кому должны принадлежать права на использование созданного дизайна: дизайнеру или заказчику.

С уверенностью могу сказать: эти права, по общему правилу, должны принадлежать дизайнеру, и настоятельно рекомендую данный аспект закреплять в договоре с заказчиком.

01 пси231124

Почему дизайнеру?

Именно дизайнер заинтересован в использовании результата своего творчества, в том числе (но не ограничиваясь) для свободного публикования в рамках своего портфолио, для публикации в онлайн-журналах и печатных изданиях, для размещения заявок на участие в профессиональных конкурсах, для использования в лекциях, обучающих материалах и т. п.
В то же время заказчику необходимо непосредственно право реализации дизайна на объекте, для которого он был создан. И это право безусловно принадлежит заказчику, поскольку именно с такой целью и был заключен договор с дизайнером.

В случае же, если заказчик хочет, чтобы все права на созданный дизайн принадлежали ему, дизайнер вправе назначить авторское вознаграждение за передачу таких прав сверх стоимости договора, в рамках которого сотрудничают стороны. По моему личному опыту, адекватная стоимость такой передачи составляет 20–30 % от общей стоимости договора.

К сожалению, на сегодняшний день авторские права дизайнеров интерьера в большинстве случаев приходится отстаивать «с боем» в связи с низкой культурой сообщества в этом вопросе.

Но я верю, что эту культуру можно и нужно развивать, ведь никто не оспаривает авторство художника на картину, даже если она создана по заказу.

Всё в руках самих дизайнеров и, конечно, юристов, которые должны рассказывать дизайнерам об их правах, а иным участникам этого рынка – об их обязанностях, чем лично я с удовольствием занимаюсь в своей практике.

Вам также может понравиться

622

Коллекция APOTHI [CARE ]

Коллекция разработана на принципах ароматерапии и холистического подхода, с использованием эфирных масел с антистрессовым эффектом. Смеси тщательно...
273

Летние event-веранды столицы

Грядущий летний сезон обещает быть жарким и насыщенным на важные события! Сколько именинников, молодоженов, компаний откладывали возможность...
592

Cora Cora Maldives: 3 новых назначения в спа-центре

Спа-центр MOKSHA® Spa & Wellbeing Centre® мальдивского пятизвездочного курорта Cora Cora Maldives предлагает гостям эксклюзивные программы по...
417

Улыбка на миллион

Зубная паста APADENT Total Care Универсальная японская зубная паста для всей семьи APADENT Total Care идеально подходит...
1355

10 этапов повышения самооценки

Для того, чтобы понять, как влиять на самооценку, давайте разберемся, а что же это такое? В психологии...
342

Пора в Камбоджу

Камбоджу однозначно можно назвать одним из самых интересных, загадочных и перспективных туристических направлений в мире. Камбодже есть...

Свежие записи

622

Коллекция APOTHI [CARE ]

Коллекция разработана на принципах ароматерапии и холистического подхода, с использованием эфирных масел с антистрессовым эффектом. Смеси тщательно...
273

Летние event-веранды столицы

Грядущий летний сезон обещает быть жарким и насыщенным на важные события! Сколько именинников, молодоженов, компаний откладывали возможность...
592

Cora Cora Maldives: 3 новых назначения в спа-центре

Спа-центр MOKSHA® Spa & Wellbeing Centre® мальдивского пятизвездочного курорта Cora Cora Maldives предлагает гостям эксклюзивные программы по...
417

Улыбка на миллион

Зубная паста APADENT Total Care Универсальная японская зубная паста для всей семьи APADENT Total Care идеально подходит...
1355

10 этапов повышения самооценки

Для того, чтобы понять, как влиять на самооценку, давайте разберемся, а что же это такое? В психологии...
342

Пора в Камбоджу

Камбоджу однозначно можно назвать одним из самых интересных, загадочных и перспективных туристических направлений в мире. Камбодже есть...