02 пси231124

Елена Крюкова, юрист

Меня как юриста по охране и защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности особо волнует вопрос принадлежности исключительных прав на созданный дизайн интерьера.

С точки зрения действующего законодательства Российской Федерации, дизайн является охраняемым объектом авторского права.

Что это значит для дизайнеров интерьера?

Каждому дизайнеру, создавшему объект дизайна интерьера для своего заказчика, принадлежат личные неимущественные права, куда входят: право авторства, т. е. право признаваться автором соответствующего дизайна, и право автора на имя, т. е. право требовать указания своего имени в качестве автора при любом использовании своего дизайна. Указанные права неотчуждаемы – их нельзя передать иному лицу.

Формы выражения дизайна могут быть совершенно разными: коллажи, мудборды, фотореалистичные визуализации, фото реализованного интерьера и т. д.

На настоящий момент в сообществе остро встает вопрос об обязанности поставщиков и строителей указывать имя дизайнера (автора дизайна) при публикации фото и/или видео реализованных объектов.

Мое мнение как юриста: такое указание является обязательным. Важно понимать: это не прихоть дизайнеров, как считают многие, – это законодательно установленные правила поведения при использовании любых объектов авторского права.

Для примера: строители в ходе ремонтно-отделочных работ не создают объекты авторских прав, а реализуют уже созданный дизайн, поэтому они должны соблюдать права автора и при публикации результата своей работы.

Помимо личных неимущественных прав, автору принадлежат имущественные права на использование любыми способами результата своей интеллектуальной деятельности. Вот эти права автор уже может передавать полностью или частично третьим лицам на договорной основе.

Ко мне часто обращаются дизайнеры интерьера с вопросом, кому должны принадлежать права на использование созданного дизайна: дизайнеру или заказчику.

С уверенностью могу сказать: эти права, по общему правилу, должны принадлежать дизайнеру, и настоятельно рекомендую данный аспект закреплять в договоре с заказчиком.

01 пси231124

Почему дизайнеру?

Именно дизайнер заинтересован в использовании результата своего творчества, в том числе (но не ограничиваясь) для свободного публикования в рамках своего портфолио, для публикации в онлайн-журналах и печатных изданиях, для размещения заявок на участие в профессиональных конкурсах, для использования в лекциях, обучающих материалах и т. п.
В то же время заказчику необходимо непосредственно право реализации дизайна на объекте, для которого он был создан. И это право безусловно принадлежит заказчику, поскольку именно с такой целью и был заключен договор с дизайнером.

В случае же, если заказчик хочет, чтобы все права на созданный дизайн принадлежали ему, дизайнер вправе назначить авторское вознаграждение за передачу таких прав сверх стоимости договора, в рамках которого сотрудничают стороны. По моему личному опыту, адекватная стоимость такой передачи составляет 20–30 % от общей стоимости договора.

К сожалению, на сегодняшний день авторские права дизайнеров интерьера в большинстве случаев приходится отстаивать «с боем» в связи с низкой культурой сообщества в этом вопросе.

Но я верю, что эту культуру можно и нужно развивать, ведь никто не оспаривает авторство художника на картину, даже если она создана по заказу.

Всё в руках самих дизайнеров и, конечно, юристов, которые должны рассказывать дизайнерам об их правах, а иным участникам этого рынка – об их обязанностях, чем лично я с удовольствием занимаюсь в своей практике.

Вам также может понравиться

831

Best of Maldives на курорте Anantara Kihavah

В это время неопределенности, спешим поделиться с вами новостями с острова стабильности! У мальдивского курорта Anantara Kihavah...
875

LIGNE ST BARTH раскрывает новую главу искусства изысканных путешествий

На этот раз карибский бренд косметики для лица и тела LIGNE ST BARTH предлагает универсальный тревел-сет для...
632

В сентябре в Москве открывается ресторан высокой китайской кухни MUME на 90-м этаже башни Федерация в Москва-Сити

Площадь 420 м2 Проект MUME вели главные дизайнеры Евгения Лазарева и Александра Королева, основатели бутик-студии Hot Design...
671

Конаково Ривер Клаб – это больше, чем загородный отель

Потребности современного человека многогранны и порой противоречивы. Мы почувствовали необходимость в глубоком единении с природой и стремимся...
582

Anantara Palazzo Naiadi Rome — новая жемчужина в коллекции отелей,

Исторический отель Anantara Palazzo Naiadi Rome — новая жемчужина в коллекции отелей, курортов и спа-комплексов Anantara Hotels,...
463

Улыбка на миллион: электрическая зубная щетка для счастливых обладателей брекетов

Если у вас есть брекеты — мы вам завидуем. Вы в тренде! А ещё, наверняка, обладаете высокой...

Свежие записи

831

Best of Maldives на курорте Anantara Kihavah

В это время неопределенности, спешим поделиться с вами новостями с острова стабильности! У мальдивского курорта Anantara Kihavah...
875

LIGNE ST BARTH раскрывает новую главу искусства изысканных путешествий

На этот раз карибский бренд косметики для лица и тела LIGNE ST BARTH предлагает универсальный тревел-сет для...
632

В сентябре в Москве открывается ресторан высокой китайской кухни MUME на 90-м этаже башни Федерация в Москва-Сити

Площадь 420 м2 Проект MUME вели главные дизайнеры Евгения Лазарева и Александра Королева, основатели бутик-студии Hot Design...
671

Конаково Ривер Клаб – это больше, чем загородный отель

Потребности современного человека многогранны и порой противоречивы. Мы почувствовали необходимость в глубоком единении с природой и стремимся...
582

Anantara Palazzo Naiadi Rome — новая жемчужина в коллекции отелей,

Исторический отель Anantara Palazzo Naiadi Rome — новая жемчужина в коллекции отелей, курортов и спа-комплексов Anantara Hotels,...
463

Улыбка на миллион: электрическая зубная щетка для счастливых обладателей брекетов

Если у вас есть брекеты — мы вам завидуем. Вы в тренде! А ещё, наверняка, обладаете высокой...