Этот важный вопрос задают себе все предприниматели и фрилансеры, вне зависимости от объема продаж и типа бизнеса.
Бухгалтер – как много в этом слове!.. Он может быть и верным соратником, который убережет вас от штрафов, лишних расходов и вопросов налоговых органов, а может быть и жестким надзирателем, неповоротливой субстанцией, которая чинит препятствия и мешает гармоничному росту. Так кто же он – идеальный бухгалтер, и как сделать правильный выбор на первом же собеседовании? Давайте вместе найдем ответ.
Самая важная функция бухгалтера как сотрудника компании или аутсорсера – вести учет деятельности предпринимателя в соответствии с законодательством РФ, вовремя рассчитывать налоги, следить за их полной уплатой, оформлять закрывающие документы, вести реестры, чтобы в случае проверки не тратить время и нервы на их поиск и подготовку. Что же еще? Рассчитывать зарплату сотрудникам, дивиденды учредителям, ну и, конечно, направлять отчеты во все необходимые государственные органы, и т. д.
Да, объем работы бухгалтера велик, но самое важное, на что собственник долен обращать внимание, – это на умение находить решения и выходы, даже когда кажется, что всё уже кончено. Конечно, такие решения должны строго соответствовать законодательству.
Я имею более чем 10-летний опыт в бухгалтерском бизнесе и встречала множество главных бухгалтеров и бухгалтерских компаний. Важными отличительными чертами для меня всегда были инициативность, вовлеченность и умение никогда не сдаваться, доводя дело до конца. Безусловное понимание, что бухгалтер – часть большого процесса, результатом которого является максимизация прибыли, делает бухгалтера незаменимым человеком в компании.
Как часто вы слышите офисные шутки про злых бухгалтеров, которые не принимают отчеты и акты, тормозя весь бизнес-процесс? При выборе бухгалтера оценивайте не только его hard skils в виде многолетнего опыта, знания нюансов законодательства, умения работать в 1С, но и его soft skills, благодаря чему бухгалтер будет добиваться поставленной цели, а не искать причины, по которым задача не может быть решена.
Недавно ко мне обратился клиент с жалобой на бухгалтера, который работал у него в штате. Был потерян крупный контракт: в течение нескольких месяцев компания не могла подписать документы на поставку оборудования для государственной структуры, так как бухгалтер не принимал подготовленные менеджерами документы и ставил пометки: «Так неправильно». Да, это был первый опыт заключения подобного договора для компании, и для бухгалтера «старой закалки» – тоже. Контракт потерян, сроки нарушены, а бухгалтер, не признавая ошибок, продолжает вести себя как высшая инстанция, вставляя палки в колеса компании только из-за того, что не хочет проявить инициативу и помочь коллегам разобраться в вопросе. Плохой ли этот бухгалтер? Нет: отличные рекомендации, большой опыт, строгий взгляд на применение законодательства. Помощник ли он для бизнеса или балласт? По мне – выбор очевиден.
Так как же выбрать хорошего бухгалтера? Бухгалтер давно перестал быть просто «счетной машиной». Теперь это сотрудник с функциями финансового контролера, знающий основы предпринимательства. Если всё это не может «поместиться» в одном человеке – это знак, что пора обращаться за помощью в финансовый консалтинг, и за ваше благополучие и финансовый рост будет радеть целая команда профессионалов.