Доисторические люди со всеми этими длинными латинскими названиями так далеки в своей первобытности от нас, стремящихся своим бескрайним духом в самый центр мультивселенной, туда, где маячит черная искра великого ничто… И жили они в пещерах, и не знали они санитайзера.
А если серьезно, далеко ли мы ушли от своих первопредков, вот хотя бы в обустройстве жилья? Что там у них было? Шкуры животных? Ну, предположим, у нас тоже есть. Как минимум – овчинка из IKEA, как максимум – коллекция Faux Fur от Newport.
Наскальная живопись? Это сейчас ручной росписью называется.
Открытый огонь? Спасибо газовой промышленности, мы тоже знаем, что это такое.
И что, всё? – спросите вы. Миллионы лет ничего не меняется?
Да нет, меняется, конечно. Дизайн интерьера наращивает элементы с каждым столетием, а иногда и десятилетием, но основа неизменна.
Если говорить конкретнее, то по части эстетики и обустройства мы накопили целую палитру идей и вариантов. Историки предпочитают начинать с античности, поэтому мы заглянем туда же. Лаконичность, симметрия форм и колонны. Наши с вами глаза, да и мозг вместе ними, очень любят всё системное, предсказуемое и симметричное. Поэтому принципы эти сохранились до сих пор.
Египетская цивилизация ставила во главу угла поклонение богам и привила нам интерес к атрибутике разного рода культов. Разумеется, почитать высший разум нужно исключительно пафосно и изысканно: очевидно же, что он падок на драгметаллы. Поэтому и рамы у нас золотые, и вазы хрустальные, и всё это надо на видное место поставить в красивой композиции и обязательно жертву принести в виде цветов, отрезанных от корней и надежды на жизнь.
Потом пришли древние греки с их жаждой величия, провозглашением первостепенности человеческого гения и привнесли в интерьеры мрамор, бронзу и дерево. А потом – еще и фонтаны, бассейны и сады.
Римляне подхватили тренд и переосмыслили его в мозаике и фресках.
Средние века и эпоха Возрождения чуть смягчили происходящее и обратились к невидимому не в небе, а в человеке. И вот уже тонкие материи начали формировать мистическую готику, работать с пропорциями по принципу золотого сечения и активно интегрировать искусство в интерьер.
Наступил XX век (да, мы сделали размашистый прыжок): ар-нуво, ар-деко, индустриальная революция и новые идеалы. Художники и дизайнеры научились извлекать красоту из всего – и пошли дальше в лабиринты функциональности, практичности и минимализма.
Чувствуете, как хочется поговорить сразу обо всем? А как же авангард? А модерн? А еще – советская эстетика. А хрущевки? А квартиры без кухонь? Всё это было, но прошло. Да, ошметки тогдашних потуг создать что-то отличное и революционное еще остались, но никакого влияния больше не имеют. Поэтому протираем зеркало и всматриваемся в себя и свой интерьер сегодня.
Здравствуй, культ личности, индивидуального производства и жажды раскидать по стенам свою оригинальность, неповторимость и многогранность! Керамика ручной работы, авторское кино из проектора на потолке, мебель из маленькой местной мастерской (тоже авторская), фурнитура от локального бренда с капсульными коллекциями, вышитые бабушками подушки, аромат крафтового кофе и система умного дома, напоминающая выбросить мусор, пока не завелись дрозофилы. Опять.
А что там в будущем? А мы не знаем. Оно еще не родилось. Говорят, есть шанс сохранить реальные объекты, которые можно пощупать и убедиться в их физическом существовании. Как мы помним, очки виртуальной реальности не сильно впечатлили массы и, похоже, пока не станут нашей альтернативой всему. А значит, есть шанс избежать жизни в капсуле с системой жизнеобеспечения и в высокотехнологичных подгузниках. Будем прозябать в окружении прозаичных столов со стульями и продолжать спорить о ценности современного искусства в сравнении с безгрешностью гениев прошлого.