В сентябре в «Тимирязев центре» состоялась ярмарка современного искусства Cosmoscow. Раздел коллекционного дизайна, который впервые появился в 2018 году, собрал на этот раз максимальное количество участников и вызывал у посетителей большой интерес. Своими впечатлениями делится Анастасия Ромашкевич.

 

Несколько лет назад ходила шутка, что российский коллекционный дизайн – это когда автор придумал предмет, но не уверен, что сможет продать больше одного экземпляра. Расцвет такого дизайна в стране, где трудно найти хорошую серийную мебель местного производства, действительно дает повод для иронии. Но, кажется, дело не только в этом: коллекционный дизайн – это неизвестный науке зверь, по поводу которого есть множество мнений, иногда довольно противоречивых.

Онлайн-издание The Blueprint выпустило специально к ярмарке бумажную газету с большим материалом о коллекционном дизайне, но он не столько объяснял, что же это такое, сколько еще сильнее всё запутывал: опрошенные редакцией эксперты говорили каждый о чем-то своем. Гораздо проще было разобраться на самой выставке, где в этом году соответствующая секция получила небывалый прежде размах: целых шестнадцать стендов (один из которых, впрочем, так и остался пустым – у азербайджанской галереи Chelebi вышла заминка на таможне, и привезенные в Москву предметы они презентовали уже после окончания мероприятия).

Однажды я читала лекцию о коллекционном дизайне многочисленной аудитории в петербургском Design District DAA, и едва ли не половина моих слушателей были убеждены, что предметы данного направления – это обязательно что-то вычурное и непрактичное. Условный стул, на котором невозможно сидеть. Или кажется, что невозможно, – как в случае с мебелью Yoomoota. Однако на вернисаже я впервые опробовала их кресла в деле, и они оказались на удивление удобными. Основатель этой компании Тарас Желтышев когда-то учился на медика, потом решил делать мебель, а еще через несколько лет придумал собственную причудливую вселенную. Последние несколько лет Тарас живет в Таиланде, его предметы стоят в домах американских коллекционеров, и его компания успела выставиться на парижской Maison&Object и лондонской PAD. Это – к извечному разговору о том, имеет ли российский дизайн шансы за рубежом. И данный пример – не единственный.

02 эксперт241216

03 эксперт241216

Дизайнер Роман Плайс рассказывает, что многие его покупатели находятся в Европе. Работы этого дизайнера выглядят очень конвенционально, и в том, что он занялся именно коллекционной, а не обычной серийной мебелью, есть элемент случайности: в начале карьеры он познакомился с хозяйкой галереи Heritage Кристиной Краснянской. Приставка «коллекционный» – просто маркетинговое позиционирование: заведомо ограниченный тираж позволяет не подстраиваться под среднестатистические вкусы, не экономить на материалах и не заниматься оптимизацией дизайна под задачи массового производства.

04 эксперт241216

05 эксперт241216

Аналогичным образом работает и Ираклий Зария. Изначально он – дизайнер интерьеров, а в 2022 году у него у него сложилась коллаборация с Анной Гусевой и Иванной Будимир из компании Volokno (их изначальный бизнес – интерьерные ткани). Они помогли Ираклию реализовать давний замысел – выпустить предметы, когда-то созданные под конкретные проекты, как самостоятельный продукт. В этом году коллекция пополнилась новыми работами, и компания Анны и Иванны впервые участвовала в Cosmoscow. Не знаю, чем именно руководствовались кураторы, но можно предположить, что на ярмарку они попали, в том числе, благодаря широкому использованию дорогих материалов и ручной работы. Ираклий делает изысканные и дорогие штучные вещи, что практически автоматом переводит их в категорию коллекционного дизайна.

Похожий подход к материалу исповедуют, например, Изабель Станислас и Пьер Бонфий, французские авторы, чьи работы на ярмарке представляла галерея Fifth Avenue. Надо сказать, что тут грань между коллекционным и «обычным» может быть очень тонкой – к примеру, бренд Ēdomo, идейно близкий к тому, что показывали Volokno, на основную экспозицию не попал и показывал свою новую коллекцию на правах коммерческого партнера выставки.

06 эксперт241216

07 эксперт241216

Мебель, созданная интерьерным дизайнером, как в случае Зарии, – нередкая история. Можно вспомнить именные коллекции знаменитых французских декораторов Жака Гарсии, Пьера Йовановича, Жана-Луи Денио или американки Келли Уэстлер. А в России это происходит едва ли не чаще, чем на Западе, – школа предметного дизайна у нас пока в зачаточном состоянии, зато у многих интерьерных дизайнеров, особенно работающих в вышей ценовой лиге, есть опыт создания предметов мебели под проект. В этом году в роли предметников дебютировали Ариана Ахмад и Зоя Мамонтова, их объекты показывали на стенде Booroom вместе с новыми работами Елены Соловьевой и Ксении Брейво, которые сотрудничают с этой галереей уже не первый год.

01 эксперт241216

12 эксперт241216

«Интерьерные дизайнеры имеют опыт работы с пространством, формой, объемом и, что немаловажно, с потребностями и ожиданиями заказчиков. Это действительно сильно помогает», – считает Наталья Маслова, которая совмещает галерейный бизнес и работу над созданием интерьеров. Впрочем, в пуле ее 3L Gallery немало авторов и с другим бэкграундом, по большей части художественным. В их числе – Ира Бойко, театральная художница, чей ковер VOL, созданный по мотивам эскизов Льва Бакста к балету «Послеполуденный отдых фавна», попал в десятку самых дорогих работ, проданных в этом году на вернисаже.

08 эксперт241216

09 эксперт241216

Маслова, которая открыла свою галерею в разгар пандемии и поначалу возила в Россию европейские марки, начала активно работать с отечественными дизайнерами, а в 2022 году говорила, что недостатка в интересных авторах не испытывает. Чего ей действительно не хватает – так это современных и относительно недорогих производств и устоявшихся правил игры. К примеру, бенефис Семена Лавданского, чьи работы были представлены в экспозиции сразу четырех галерей, Наталья объясняет не дефицитом дизайнеров, а, скорее, этическими проблемами.

Основательница концепт-стора «Палаты» Юлия Лобойко нередко находит своих авторов во время экспедиций по стране – ее проект специализируется на дизайне, работающем с национальным культурным кодом. На стенде одним из самых ярких (и довольно быстро нашедших своих покупательниц в лице интерьерного дизайнера Юлии Голавской и ее заказчицы) стало панно Анны Червонной, в основу которого легли узоры традиционных ковров из села Крестики в Омской области.

10 эксперт241216

11 эксперт241216

«Потенциальные покупатели пока не очень готовы к коллекционной мебели, – считает Юлия. – Секция дизайна воспринимается как сопутствующая по отношению к искусству. Основные продажи – это декоративные объекты, настенный декор, вазы со скульптурными формами».

Тем не менее количество и качество работ российских дизайнеров, представленных на выставке, дает надежду на счастливое развитие этой истории. На многих стендах работы российских авторов стояли бок о бок с признанной классикой дизайна. Это очень требовательное соседство, и сама по себе такая компоновка тоже говорит в пользу наших авторов. Вещи Романа Плайса и его коллеги Сергея Храбровского делили стенд Heritage со стульями Афры и Тобиа Скарпы, у галереи «Тираж 1/1» ширма Кати Рожковой стала великолепным фоном для кресел Джо Понти, а мебель Елены Хрящевой конкурировала со столом Ива Кляйна не только яркостью красок. Коллекционная ценность европейской винтажной мебели вопросов у покупателя уже не вызывает – эти предметы регулярно появляются в интерьерных проектах. Придет время и наших авторов.

Вам также может понравиться

687

Новые косметические линии ухода

18 декабря на первом этаже ЦУМа состоялось официальное открытие бьюти-корнера российского бренда MILAMARSEL. В ДНК люксовой марки...
454

Мальдивский матч-поинт: Soneva Fushi приглашает на тренировки с иконой тенниса Даниилом Медведевым

Этой осенью курорты Soneva на Мальдивах и в Таиланде представят новую коллекцию ярких впечатлений для своих гостей...
606

Стройный силуэт или Быть всегда в форме

ЗОЖ и фитнес – это, безусловно, необходимые атрибуты современной жизни. Но на кардинальные изменения зачастую требуется время....
876

Романтическое путешествие на барже по реке Чхаопрайя

Январь. 2022 год. Бангкок. Для тех, кто уже смог попасть в Таиланд через Пхукет, открыты все дороги...
810

Lego-отель в Корее

Гостиница в стиле известного детского конструктора растопила сердца всех настоящих фанатов. Интерьер стилизован под детали Lego. Из...
695

Всем фанатам ампул для лица посвящается!

Легендарные ампулы BABOR возвращаются в обновленном дизайне, став еще более эффективными. Именно немецкий бренд BABOR первым использовал...

Свежие записи

687

Новые косметические линии ухода

18 декабря на первом этаже ЦУМа состоялось официальное открытие бьюти-корнера российского бренда MILAMARSEL. В ДНК люксовой марки...
454

Мальдивский матч-поинт: Soneva Fushi приглашает на тренировки с иконой тенниса Даниилом Медведевым

Этой осенью курорты Soneva на Мальдивах и в Таиланде представят новую коллекцию ярких впечатлений для своих гостей...
606

Стройный силуэт или Быть всегда в форме

ЗОЖ и фитнес – это, безусловно, необходимые атрибуты современной жизни. Но на кардинальные изменения зачастую требуется время....
876

Романтическое путешествие на барже по реке Чхаопрайя

Январь. 2022 год. Бангкок. Для тех, кто уже смог попасть в Таиланд через Пхукет, открыты все дороги...
810

Lego-отель в Корее

Гостиница в стиле известного детского конструктора растопила сердца всех настоящих фанатов. Интерьер стилизован под детали Lego. Из...
695

Всем фанатам ампул для лица посвящается!

Легендарные ампулы BABOR возвращаются в обновленном дизайне, став еще более эффективными. Именно немецкий бренд BABOR первым использовал...