«Хороший дизайн предполагает ответственность» — эти слова Кристиана Зигера, гендиректора по маркетингу компании «Sieger design GmbH & Co» относятся не столько к клиенту, сколько к окружающей среде.
Преодолев путь в четыре промышленные революции, человек пришел к выводу, что баланс между ним и окружающей средой, длившийся веками, нарушается. Дизайн в угоду большей продаваемости и конкурентоспособности на рынке становится все более токсичным. По причине невнимательного планирования продукта на всех этапах производства, методы его утилизации и переработки затруднительны и не всегда выгодны.
Суть экологии дизайна заключается не в изображении растительного принта на продукции. Истинный смысл такого дизайна упаковок выражается в экологичном подходе. Например, в отказе от «лишних» цветов, где полноцветная печать на пленке заменяется базовыми «красками», часто наносимыми на голый картон. Дизайнер должен развить сюжет так, чтобы ограничения стали преимуществом упаковки и не казались недостатком.
Существование мусорных пятен в океанах давно ни для кого не секрет. Есть ли альтернативы имеющимся материалам? Многие компании начинают отказываться от использования пластика как сырья и смотрят в сторону биоразлагаемых материалов природного происхождения. Объекты претерпевают изменения внешнего вида, внесения технологических улучшений, меняются их смыслы – меняется форма. «Некрасивый самолет не полетит» — пословица конструкторов, с точностью передающая принципы проектирования в дизайне.
Имеет ли эко-дизайн перспективы на сегодняшний день? Процесс восстановления баланса роли человека и природы – первостепенная задача современного дизайнера. Апеллируя такими инструментами как идея, композиция, тектоника можно продемонстрировать преимущества экологического подхода к проектированию в долгосрочной перспективе.
Переплетаясь с трендом многозадачности объектов, эко-повестка предлагает покупателям увлекательное времяпрепровождение, например, за настольной игрой, интегрированной в упаковку. Таким образом компании стремятся приобщить покупателя к вдумчивому потреблению. Свежие линейки экологически чистых товаров знакомых компаний также всегда придутся по вкусу.
Экология помещения, в первую очередь, направлена на самого пользователя, как на главного обитателя среды. Однако, ответственность, в первую очередь, возлагается на производителя, а уже после – на потребителя. Промышленный дизайн – уникальная ветвь дизайна, несущая наибольшую ответственность перед человечеством.
Принципы экологии в дизайне интерьеров – это не заложенные в обстановке смыслы, отказ от излишков и фактура. Это психологическая свобода в просторном помещении, удобная для обработки мебель, сбалансированный уровень искусственного и естественного света. Также эти принципы будут выражаться через отказ от массовых фабричных объектов интерьера с привнесением элементов ручного труда. Преимущество мануфактурных изделий и минимизация технологий подчеркнут уникальность всего пространства, также полезную для эмоционального единства человека с природой.
Путь к глобальной «детоксикации» промышленности был задан экостартапами. В будущем параллельное производство продукции обычными фабриками и частными цехами только преувеличит число отходов в мир, вернувшись на круги привычной конкуренции идеологий. Переоборудование имеющихся предприятий, подбор нового сырья и технологий изготовления, уклон в сторону упрощения производства и введение обязательных программ «ресайклинга» является оптимальным и гармоничным решением.
Автор текста: Кирилл Мукасеев