01 пут231106

Анастасия Ромашкевич

Возможен ли русский стиль без общих отсылок к этнике, пусть даже очень тонких и не лежащих на поверхности? Меня давно занимает этот вопрос. Поделюсь с вами – не выводами, а размышлениями.

Когда русский крестьянин плел лапти или украшал избу резными наличниками, он не делал обувь в русском стиле и не занимался традиционной русской архитектурой – просто закрывал бытовые и эстетические потребности, как мог и умел. Само понятие русского и любых других национальных стилей появилось, по историческим меркам, не так уж и давно – в XIX веке – и ознаменовалось интересом к традициям не просто национальным, а народным, этническим.

С другой стороны, есть целая россыпь национальных стилей, которые особо не связаны с прелестями обычной деревенской жизни. Вспомним скандинавский, американский или, скажем, французский стиль: в голове сразу возникает четкая картинка, и ничего этнического в ней, как правило, нет. Но почему-то от русского стиля мы непременно ждем лавок, прялок и медведя на цепи. Не думаю, что это неизбежно: бывает современный русский стиль и без национального колорита, и он формируется прямо у нас на глазах.

Однажды я задумалась: откуда в наших интерьерных СМИ тьма одинаковых проектов – с серыми бетонными или «под бетон» стенами, скупой меблировкой и керамогранитом в отделке? Ни в одной другой стране вы такого не увидите, это наша местная специфика. Можно ли считать, что это и есть современный русский стиль, и если так, отчего он именно такой?

01 ром

Например, характерная особенность американского стиля – очень крупные вещи: огромные диваны, высокие кровати и т. д. Это связано с тем, что Америка – одноэтажная. Большинство людей живут в частных домах, а там есть где развернуться. А скандинавы объясняют свою любовь к хорошему дизайну плохим климатом и высокими налогами: мол, холодно у нас, а рестораны недешевы, поэтому сидим по домам и здесь же принимаем гостей, – соответственно, относимся к быту очень трепетно.

Появление множества российских интерьеров в описанном выше ключе тоже легко объясняется экономически. Если в других странах люди покупают обустроенные квартиры, то у нас почти вся недвижимость на первичном рынке бизнес-класса и выше – бетонные коробки. Превратить такую коробку в человеческое жилье своими силами, не лишившись рассудка и не бросив работу, которая и позволяет всё это дело оплачивать, под силу не каждому. Так что люди нанимают дизайнера не потому, что хотят получить эксклюзивный интерьер, который в журнале не стыдно показать, а чтобы кто-то помог им определить, где сделать спальню и кухню, и проконтролировал строителей. Им надо не оригинально, а практично, бюджетно и как можно быстрее.

02 ром

Такие проекты – питательная среда для интерьерных дизайнеров. Молодой талант имеет шанс проявить себя в бюджетном коммерческом проекте, получить публикацию в СМИ, а далее – претендовать на более серьезные заказы. Но есть и обратная сторона: множество заказов с примерно одинаковыми задачами порождают типовые решения, которые мы и наблюдаем. Нравятся ли нам такие интерьеры или нет (мне вот не очень), но они становятся неким эталоном, образцом, который воспроизводится снова и снова.

Однако не только суровая жизненная необходимость определяет вкусы и интерьеры наших соотечественников. В 2000-х считалось, что русские любят дворцовую классику и византийскую роскошь. Мол, богатство напоказ – это так по-русски, но оказалось, что это была не ДНК, а специфика момента. Прошло время, и даже в высоком сегменте стало появляться всё больше лаконичных интерьеров.

03 ром

 

Заказчики 2000-х – старая гвардия, чей вкус сформировали музеи и классические европейские отели «с историей». Заказчики 2020-х – это уже другое поколение, люди с куда более широким доступом к информации. Pinterest, дизайнерские отели, интерьерные СМИ на разных языках, рестораны, куда ходят не только «на кухню», но и «на интерьер», новые технологии – всё это формирует вкус эклектичный и космополитичный. Такой заказчик может принести в дом современный дизайнерский предмет в русском стиле или настоящий гжельский сервиз – как свежую живую деталь, но в остальном будет стремиться к лаконичной и практичной обстановке, потому что так привычнее и удобнее.

Если так уж хочется подвести историческое обоснование, то русская культура – это ведь не только условный храм Василия Блаженного, но и эстетика Русского Севера, которая, пожалуй, ближе всего к современным эстетическим идеалам. Не случайно Денис Милованов так быстро стал одним из самых именитых российских дизайнеров и обзавелся кучей подражателей. Но мне всё-таки кажется, что дело не в корнях, ДНК и образцах из краеведческого музея. Просто запросов на интерьер «как в Берлине» или «чтобы сложно было понять, в каком мы городе» стало меньше – люди стремятся не возвести вокруг себя вымышленную реальность, а сделать реальную жизнь удобной и красивой. Так появляются проекты, в которых «русскость» никак не декларируется, но проявляется через точно поданное ощущение «здесь и сейчас».

Мне в этом смысле нравятся дома бюро Le Atelier, интерьеры которых всегда резонируют с картинкой за окном. Я как-то сказала основателю бюро Сергею Колчину, что его проекты для меня очень русские, и он согласился, хотя и сам не смог объяснить, в чем именно это проявляется.

04 ром

05 ром

От некоторых московских интерьерщиков я слышала занятное определение: православный минимализм. Имеется в виду простой современный интерьер, но с локальной привязкой, которую больше держат в уме, чем наглядно показывают. Татьяна Пономаренко так же описывает свой проект: это квартира в старом фонде с европейским антиквариатом и гобеленом «Волчок», который отсылает к русской культуре, правда, больше своим названием, чем изображением. В этом интерьере нет очевидно «русских» деталей, но он как-то удивительно уместен: понятно, где находится и почему вышел именно таким. Уместность – конечно, понятие обтекаемое и довольно субъективное, это вам не расписной сундук в прихожей и не зеркало с наличником вместо рамы, но это базовая деталь, без которой тот же самый наличник будет смотреться в интерьере как на корове седло.

Таки образом, современный русский стиль в интерьере – понятие достаточно широкое, но в нем прослеживается тенденция к уходу в минимализм.

06 ром

07 ром

08 ром

Вам также может понравиться

745

Искусство на высоте

Общий метраж: 170 кв. м Количество комнат: 3, и 3 санузла Количество проживающих людей: 1 Общий бюджет:...
618

Круглогодичный скейт-парк в Москве

Современный скейтпарк MAD Extreme Park сродни парку развлечений: и в том и в другом слышны крики восторга....
538

Магический куб

Идеальной формой считается шар. В невесомости это действительно так. Однако, в реальной жизни, в которой правят линии...
611

Персонализация развлечений

В современном мире каждый из нас привык получать услуги высокого качества. И если результат работы архитектурного бюро...
599

Каникулы в отеле Anantara The Palm Dubai Resort

Курорт Anantara The Palm Dubai Resort – это атмосфера восточного гостеприимства и высокий уровень сервиса. Отель входит...
249

Старина в неоклассике

✔ Тип жилья: новостройка ✔ Где находится: г. Москва, ЖК «Измайловский 11» ✔ Площадь: 70 м2 ✔...

Свежие записи

745

Искусство на высоте

Общий метраж: 170 кв. м Количество комнат: 3, и 3 санузла Количество проживающих людей: 1 Общий бюджет:...
618

Круглогодичный скейт-парк в Москве

Современный скейтпарк MAD Extreme Park сродни парку развлечений: и в том и в другом слышны крики восторга....
538

Магический куб

Идеальной формой считается шар. В невесомости это действительно так. Однако, в реальной жизни, в которой правят линии...
611

Персонализация развлечений

В современном мире каждый из нас привык получать услуги высокого качества. И если результат работы архитектурного бюро...
599

Каникулы в отеле Anantara The Palm Dubai Resort

Курорт Anantara The Palm Dubai Resort – это атмосфера восточного гостеприимства и высокий уровень сервиса. Отель входит...
249

Старина в неоклассике

✔ Тип жилья: новостройка ✔ Где находится: г. Москва, ЖК «Измайловский 11» ✔ Площадь: 70 м2 ✔...